|
Материнство: беременность, роды, развитие малышей - Форум
Материнство: беременность, роды, развитие малышей
| |
lola | Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 19:39 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Актуальность изучения проблемы осознанного материнства продиктована противоречивостью между остротой демографических проблем, связанных с резким падением рождаемости, огромным количеством разводов, увеличением осиротевших детей при живых родителях, ростом случаев жестоко обращения с детьми, созданных программ социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине.
Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, многозначность культурных и индивидуальных вариантов, а также большое количество современных исследований в этой области позволяют говорит о материнстве как о самостоятельной реальности, которая требует разработки целостного научного подхода для ее исследования.
В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам его индивидуального развития. Если обобщать все основные направления исследований, то можно констатировать тот факт, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как объяснение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Социально-политическая эмансипация женщин делает их семейные роли, включая материнство, менее значимыми для них.
Самоуважение женщины, кроме материнства, имеет иные основания - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое социальное положение и т. д. Некоторые традиционно материнские функции в институте семьи берут на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные учреждения и др.). Впрочем, это отнюдь не уменьшает ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения. Исследование различных культурных вариантов материнства в современном мире также свидетельствует о влиянии моделей семьи, детства и ценностей, признанных в данной культуре, на поведение и переживания женщины. Итак, материнство - это одна из социальных женских ролей.
Поэтому, даже если необходимость быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности должны нести определяющее влияние на проявление материнского отношения. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается очень значимым, наиболее это касается направлений, связанных с развитием личностных новообразований.
Особенности развития ребенка, которые требуют обеспечения со стороны материнских функций, рассматриваются разными разделами психологии. Каждый раздел имеет в этом развитии свой предмет исследования, и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.
С целью анализа материнских функций целесообразно остановиться на следующих:
1. Когнитивная психология.Здесь изучается развитие связей ребенка с внешним миром. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой ребенку стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, также необходимость для его нормального развития. При этом акцент делается на первом, а второе рассматривается как условие, но не входит в предмет исследования.
2. Развитие эмоциональной сферы.Этот раздел исследует возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка, развитие физиологических и психологических механизмов, которые их обеспечивают. Роль матери имеет решающее значение. Она проявляется в эмоциональном поведении матери, качестве ухода, важным также является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского взаимодействия.
3. Развитие личности.Здесь выделяются структура личности и этапы ее развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур личности в раннем онтогенезе. Функции матери связаны с своевременном и качественном удовлетворении потребностей ребенка, в любви к нему, предоставлении ему поддержки.
4. Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я-концепция, мотивация достижений, привязанность и др.)В ЭТИХ направлениях углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержание субъективного понятия, которые имеют значение в развитии личности ребенка. К ним можно отнести- пренатальную психологию. Роль матери оценивается как решающая.
5. Исследование структуры деятельности ребенка и его развитие в онтогенезе.Данное направление традиционно развивается в рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как изменения ведущих видов деятельности, периодизация развития общения, становление знаковой функции в онтогенезе, самоосознание.
Роль взрослого рассматривается в развитии не только содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры ее взаимоотношений с миром. Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте своего предмета исследования. Однако функция матери присутствует всегда. Вместе с тем трудно оценить, развитие каких именно структур психики ребенка может служит показателем оптимального выполнения матерью ее функций. Хотя во всех случаях можно выделить одну структуру тура, который оценивается в психологии как таковой, обеспечивающая успешность всех аспектов психического развития ребенка. Независимо от конкретных культурных и индивидуальных физиологических особенностей ребенка необходимым условием его развития является отношение к миру, которое характеризуется как «базовое доверие», «уверенность в поддержке», «активное и доверительное отношение к миру» и т.п., позволяющее ребенку ощущать эмоциональный комфорт и уверенность в любых отношениях с миром.
Разнообразие терминов, описывающих эту структуру, затрудняет его анализ и выделение тех функций матери, которые обеспечивают ее формирование и культурные особенности. Термин «эмоциональное благополучие» точно передает смысл и роль этой структуры в развитии ребенка. Именно эмоциональное благополучие ребенка дает возможность оценивать успешность выполнения матерью ее функций, поскольку свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни. Об этом писал и Дж. Боулби - автор теории привязанности. Его идея заключалась в том, что в первые месяцы жизни ребенка устанавливается тесная связь между ним и матерью. Ее нельзя свести ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре личности. Эти нарушения могут проявиться не сразу, а значительно позже - в подростковом возрасте. Боулби утверждал, что мать для маленького ребенка является надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от времени оставляет, пытаясь исследовать окружающий мир.
Однако эта исследовательская активность стабильная и адекватная именно в тех случаях, когда ребенок уверен, что в любой момент может вернуться под защиту матери. Итак, основная цель формирования эмоциональной связи между матерью и ребенком - дать ребенку чувство защищенности и безопасности. Именно тепло и ласка, которые идут от матери в первые месяцы жизни ребенка, по его мнение, является более важными, чем правильный уход и обучение.
Труды Боулби привели в 50-х гг Англию к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых разлучают с матерью. В этом данная теория весьма подобна выводам Эриксона и Лисиной о значении для младенцев эмоционального общения со взрослыми. В данной связи очень остро стоит проблема девиантного материнства. Сюда следует отнести проблемы, связанный не только с матерями, которые отказываются от своих детей и проявляют в отношении к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушений мате- гульденов-детских отношений, которые становятся причинами снижения эмоционального благополучия ребенка, его отклонений от оптимального психического развития. Кроме того, в современном обществе наблюдается разрыв между связями поколений, потеря традиционных способов передачи опыта.
Женщина на пороге материнства не имеет представления об элементарных особенностях, о развития ребенка и о своих функциях в уходе за ним и в общении с ним. Поэтому, кроме возникновения необходимости в повышение своей родительской компетентности, происходит осознания недостаточности эмоциональных переживаний, неготовности к возникновению материнских чувств.
Все это обуславливает направленное осознанное развитие не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. И вполне возможно, что приведет не только к новой модели материнства и формированию соответствующего содержания материнской сферы женщины, но также станет эффективным для воспитания ребенка с высоким уровнем эмоционального благополучия.
|
|
| |
|
|