|
Самопознание, самоопределение, самореализация подростка - Форум
Самопознание, самоопределение, самореализация подростка
| |
lola | Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 19:15 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Сегодня в условиях сложного этапа социального развития, распада семейного воспитания возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания.
Психолого-педагогические основы формирования и развития личности разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, И.А.Зимней, И.А. Малашихиной, С.Л. Рубинштейна и др. Общие вопросы становления и развития социально-педагогической службы в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, И.Н. Закатовой, П.А. Шептенко и др.
Проблемы психолого-педагогической поддержки в процессе воспитания и формирования личности ребенка, в том числе и детей сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олифиренко, Л.К. Сидоровой и др. Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С. Газманом в 1995 году.
В конце 80-х годов О.С. Газман провел анализ ситуации, складывающейся в воспитании в переходный период, и выдвинул ряд идей относительно базовой культуры личности. Он доказывал, что есть такие основания, которые остаются неизменными, независимыми от социальной и политической конъюктуры. Эти основания в первую очередь связаны со способностью личности самоопределяться в любой ситуации жизнедеятельности. Причем О.С. Газман не отождествляет самоопределение с адаптацией.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения.
Перспективы прогрессивного развития российского общества во многом зависят от наиболее полного раскрытия творческого потенциала и неповторимой индивидуальности его представителей. Однако в настоящее время большинство людей оказываются не способными к проявлению инициативы и самостоятельности, к адекватному самовыражению и творчеству.
В связи с этим важной задачей деятельности образовательных учреждений становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания, которое Гегель считал главным смыслом образования. Акцент в воспитательной практике образовательных учреждений постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению.
Трудно назвать такую науку о человеке, в которой тем или иным образом не затрагивалась проблема самореализации. На разных этапах развития человека, это проблема вставала перед ведущими педагогами и мыслителями. Самореализация у подростков может быть различна, это связано с разными культурными основаниями саморазвития человека Востока и Запада, а в советском обществе проблема самореализации и вовсе игнорировалась. Изменения в обществе потребовали от людей самостоятельных, выверенных решений. Все это создало условия для развития самореализации. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития.
Проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке, но, несомненно, имеет, прежде всего, психологическую природу. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством психологической науки с привлечением междисциплинарных знаний. Понятие самореализации можно определить как процесс раскрытия индивидом своих уникальных возможностей и способностей благодаря собственным усилиям и содействию с другими людьми, с целью принести пользу себе и обществу.
Самореализация как цель рассматривается в исследовании самоактуализации личности, где изучаются достижения как метаценности. Самореализация как результат чаще исследуется как определенный уровень личностного развития по критерию “успех - неуспех”. Самореализация как итог может рассматриваться в исследованиях, направленных на осмысление цельных временных отрезков жизненного пути.
По мнению Д. A. Леонтьева, выбирая пути и средства самореализации, человек соотносит свои желания (“хочу”) c возможностями (“могу”) и необходимостью, долженствованием (“надо”).
Если рассматривать самореализацию личности в качестве результата, структуру ее составят личностные особенности самореализовавшихся личностей. Так, A. Маслоу выявил некоторые характеристики самоактуализирующихся людей, например: принятие себя, других и природы; независимость; свежесть восприятия; глубокие межличностные отношения.
P. Мэй — один из представителей гуманистически ориентированной психотерапии — выделяет следующие психологические составляющие устойчивой личности, на которые и ориентирует практическую работу психотерапевта. Первая — это свобода личности, вторая составляющая — индивидуальность, третья составляющая — социальная интегpированность; четвертая составляющая — духовность человека.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути дела, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации.
Педагогическая поддержка самореализации подростков выступает как сложное, многоплановое явление, в котором взаимодействуют два субъекта. Центральный главный субъект этого взаимодействия — подросток — учащийся — школьник. Он является активным субъектом учебной деятельности и не менее активным субъектом познавательной активности, самостановления, самосовершенстования и самореализации своего Я.
Второй субъект — это учитель. В зависимости от его объективности, профессиональной подготовленности, личностно-ориентированных позиций ученик как субъект учебной деятельности имеет возможность перейти на более высокий уровень самореализации подростков в процессе учения при решении учебных ситуаций.
Педагогическая поддержка в целом очень важна для учеников. Это помощь не только в учебном процессе, но и в целом в жизни школьников. Зачастую молодым людям тяжело принять важное решение в силу своей молодости и отсутствия опыта.
|
|
| |
|
|