Онлайн - Психолог

1
1

Как развивается личность в подростковом возрасте - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Как развивается личность в подростковом возрасте
lolaДата: Воскресенье, 24.11.2013, 19:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Репутация: 0
Статус: Offline
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива. 
Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших — учителей и родителей,— либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
Учителю, воспитателю надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Но именно потому, что этот возраст является возрастом интенсивного нравственного развития, надо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться (иногда совершенно неожиданно для педагога) нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые воспитателю хотелось бы внедрить в сознание школьника.
Мы часто дискутируем, следует ли наказывать ребенка трудом. Поставим эту проблему по отношению к подростку, и она станет еще более значимой. Ведь именно у подростка складывается определенная система нравственных убеждений, в том числе и отношение к труду. Некоторые считают, что трудом можно наказывать, и пытаются аргументировать это положение. Подросток, у которого по-настоящему начинает формироваться отношение к людям и к труду, пытается разобраться: из своего нравственного опыта он знает, что взрослые никогда не наказывают чем-то хорошим. Раз наказывают — значит чем-то неприятным! Если трудом наказывают, то в сознании подростка начинает складываться определенное представление: труд есть что-то неприятное, тягостное. Мы считаем, что нужно вкладывать в сознание школьника представление о том, что труд есть дело чести, славы, доблести и геройства. Но эти слова останутся пустым звуком, а в сознании подростка будет укореняться другое убеждение. Подросток совершенно четко дифференцирует разные вещи. Если, играя на перемене, он сломал стул и должен в мастерской починить его, это не есть наказание. Если заставляют взять веник и подмести за собой, это тоже не наказание. Логика подростку ясна: это не наказание, а исправление последствий собственного проступка. Но вот другой факт.
В одной сельской школе ребята часто опаздывали на занятия и грубили учителям. В наказание директор обычно велел им пилить дрова для школы. Однажды, когда некого было наказывать, директор попросил старших подростков после уроков остаться пилить дрова. Все возмутились: «За что вы нас наказываете?» Никакие уговоры и разъяснения не помогли. И это понятно: едва ли подростки будут охотно пилить дрова, если они делали такую работу лишь в порядке наказания.
Все это хорошо знал А. С. Макаренко и умело использовал психологию ребят: если колонист провинился, его временно отстраняли от работы, лишали радости трудиться с коллективом. На первых порах наказанный был доволен, но когда он видел, как дружно, бодро, с шутками трудился коллектив, а он оставался вне коллектива, ему не доверяли трудиться вместе со всеми, это начинало на него действовать иначе. Вот при тайкой ситуации в сознании подростка, неизбежно будет укореняться мысль, которую мы и считаем необходимым сформировать: наказывают неприятным,— значит, лишение права трудиться в коллективе есть нечто неприятное, недостойное, следовательно, сам труд — очень привлекательная деятельность, вызывающая уважение, общественное признание.
Психологами была поставлена специальная задача изучить содержание нравственного сознания подростков, их нравственных понятий и представлений. Исследования показали в общем высокий уровень нравственного сознания подростков. Большая часть школьников правильно разбирается в доступных их возрасту нравственных понятиях. Приведем несколько примеров.
«Настойчивость — это когда человек берется за самые трудные дела, когда его не страшат неудачи и он все доводит до конца» (12 лет); «Настойчивость развивается и в хорошем человеке и в плохом, но у плохого человека она служит для плохого дела, а у хорошего — для хорошего» (12 лет).
Степень глубины осознания, конечно, заметно повышается к концу подросткового возраста.
«Скромность — это умение трезво оценивать себя, критически относиться к себе и своим поступкам. Скромность и самореклама несовместимы... Скромный все время помнит, что окружающие его люди наделены достоинствами в не меньшей, а, может быть, в большей степени, чем он. Скромность — это простота и естественность во всем: в обращении, в поведении, костюме, манерах» (15 лет).
«Гордость — это радость именно, за успех, а не за превосходство над другими»; «Настоящей гордости не может быть, если ты работаешь хорошо, а твои товарищи плохо»; «Передовик труда гордится не тем, что он опередил других, а тем, что дал много продукции Родине» (15 лет).
В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются и нравственные идеалы подростков. Эти идеалы являются достаточно глубокими, содержательными, действенными и служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение. У младшего подростка идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток видит воплощение высоко ценимых им качеств. Чаще всего это родители, учителя, товарищи, герои любимых книг и кинокартин. У подростков старшего возраста в качестве идеалов начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных качеств. «Для меня идеальный образ женщины: большая общественница, хороший работник, умная, начитанная, красивая, хорошо одетая» (девочка 14 лет); «Мой идеал — человек с большой волей, разносторонними знаниями, любящий свое дело, абсолютно честный и справедливый и чтобы без памяти любил футбол и хорошо разбирался в нем» (мальчик 14 лет).
В мечтах подростки как бы проектируют свою будущую жизнь и деятельность. В мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Большие дела и люди героических профессий, люди науки и труда занимают умы и души наших подростков. Это связано с широкими и глубокими общественными явлениями в жизни нашей страны, с реальной героикой современности. В последние годы мечты и представления подростков о героическом все больше связываются с людьми, посвятившими себя завоеванию космоса, ракетной технлке, использованию новых видов энергии, исследованиям в области химии, физики, биологии и медицины. Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны, в общественно полезной деятельности. Свою будущую жизнь, свое место в жизни страны они тесно связывают с жизнью и трудом других советских людей. Индивидуализм, пессимизм и эгоизм чужды идеалам наших учащихся. Их мечты пронизаны оптимизмом и гуманизмом.
«После школы я мечтаю поступить в сельскохозяйственную академию. Хочу стать ботаником. После окончания академии я буду выращивать новые сорта фруктовых деревьев. Чтобы этого достичь, надо много поработать. Я буду стараться как можно больше сделать для своей Родины» (12 лет).
«Я мечтаю быть учительницей. Конечно, это не очень легкая профессия. Надо воспитывать ребят, а это не легко. Учиться надо долго и хорошо. Но вот я кончу педучилище, заочный пединститут и полечу на самолете в Сибирь. Я приеду в совсем новый город. Как здесь прекрасно! Дома высокие, каменные, всюду прекрасные парки, сады. Вот и мой первый урок: класс большой, светлый, всюду цветы. Я расскажу ребятам о старой Сибири и об изменениях в стране» (15 лет).
Как далеко это все от того, о чем мечтает большинство подростков, живущих в условиях капитализма! Вот характерные высказывания американских подростков.
«Больше всего я хочу иметь деньги, потому что тогда смогу покупать такие вещи, как автомобиль, и все проникнутся ко мне уважением»; «Хочу выйти замуж за богатого»; «Хочу стать знаменитым гангстером. Гангстеры имеют большие и самые дорогие автомобили, у них самые лучшие костюмы и самые красивые женщины».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: