lola | Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 19:18 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
| Этот период развития охватывает возраст примерно с 10 до 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.
Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, что создает впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает иногда неестественные, вычурные позы.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
Эти особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка: у него могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффекта. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
В пубертатный период происходят изменения в грубой и тонкой моторике, что приводит к временным нарушениям координации движений, она затруднена и ненадежна. Так, сформировавшаяся в детстве схема взаимодействия "глаз — рука" теряет жесткость и должна заново сложиться уже на новом уровне. Вместе с тем на характере движений сказывается относительная неискушенность подростка в жизненных ситуациях, переоценка собственных двигательных способностей, основанная на непривычно крупных размерах тела, скованность и неуверенность.
Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание. Оно начинается у мальчиков в 12 — 13 лет, у девочек — в 11 — 12 лет. Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочки — к 13 — 14 годам.
В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается значительное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно исчезает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.
Девочки-подростки остро переживают недостатки кожи (прыщи, угри), некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудения к вредным диетам. Если мальчики мечтают увеличить свой рост, то некоторые девочки были бы рады его уменьшить. Если мальчиков смущает отсутствие волос на теле, то у девочек, наоборот, оволосение может вызвать панику.
При сходной неуверенности представителей обоих полов физические изменения у девочек чаще сопровождаются стыдом, а у мальчиков — гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией.
Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний специфического интереса к противоположному полу, к книгам, кинофильмам соответствующего содержания. Однако и действительная или мнимая задержка развития, и преждевременное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацией поведения, могут приводить к психическим расстройствам.
В процессе полового созревания формируется основное новообразование пубертатного периода — чувство взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности, чем объясняется их чувствительность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Они добиваются того, чтобы взрослые считались с их мыслями, чувствами, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.
Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не принимают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей и учителей.
Несмотря на то что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, это еще не говорит о физической, и тем более о духовной, социальной зрелости в данном возрасте.
Основу социальной ситуации развития подростка составляет то обстоятельство, что он — школьник.
Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают когнитивные процессы и умственные способности подростка.
Между 11-м и 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению.
Мышление отличается меньшей предметностью и наглядностью; становится возможной классификация неоднородных объектов в соответствии с произвольно выбранными критериями высшего порядка.
Появляется возможность анализировать любую ситуацию независимо от реальных обстоятельств, обретается способность систематически строить и проверять гипотезы.
Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т.е. мышление приобретает рефлексивный характер.
Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память, мышление, воображение. Он приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.
Существенные изменения претерпевают память и внимание. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Намечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Однако существуют определенные различия между мальчиками и девочками: девочки обычно превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, мальчики же превосходят девочек в решении пространственных задач и математических способностях.
В подростковом возрасте развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном ("нелюбимом") уроке ученик может собранно, сосредоточенно работать на другом ("любимом") уроке.
Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средней школе, может быть порождено разными причинами — от незначительных пробелов в знаниях или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего поэтому временный характер, до начала серьезных психических заболеваний.
Наиболее частой причиной плохого усвоения знаний и трудностей в овладении новой ситуацией учебной деятельности в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться и нарушение баланса позитивных и негативных характеристик образа "Я".
Защитной психологической реакцией на длительное неблагополучие в учебной деятельности и общении могут явиться такие формы самоутверждения, как негативизм, цинизм, паясничанье.
Несмотря на структурные изменения в когнитивной области, интеллектуальные функции не подвержены резким "возрастным сдвигам". Происходит, скорее, постепенное развитие тенденций, наблюдавшихся уже в предыдущей фазе.
|
|
| |